Пятница
14 Декабря 2018
12:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Кораблик" г.Волгодонска
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Новости
Мои статьи [9]
Проекты рабочих программ [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Проекты рабочих программ

Рабочая программа музыкального руководителя

​​​​​​Пояснительная записка

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)

- СанПиН 2.4.1.3049-13  от 15.052013г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги, разработанной на основании Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Невская нота» СПб, 2010.

Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

Рабочая программа определяет содержание образовательного процесса по приобщению к музыкальному искусству детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть, формируемая участниками образовательных отношений, составлена в соответствии с ФГОС ДО.

Цели и задачи реализации Программы:

Обязательная часть

Цель:

  1. Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
  2. Создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
  3. Создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности, развитие общей культуры детей.

Задачи:

  1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Заложить основы гармонического развития:
  • развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе;
  • развитие внимания;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие индивидуальных музыкальных способностей
  1. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  2. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах).
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
  5. Научить воспитанников творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
  6. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Годовые задачи 2018 – 2019г.

  1. Направить внимание педагогического коллектива на поиск путей оптимизации условий, необходимых для реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)
  2. Повысить уровень использования потенциала педагогического коллектива в решении задач физического развития детей.

Принципы и подходы к формированию программы:

Обязательная часть

  1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание об­становки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуж­дать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоить­ся, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

  • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога.      При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
  • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
  • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; поло­жительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
  1. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игро­вой деятельности.
  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставлен­ных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  2. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с при­родным и историко-культурным календарем. В силу возрастных осо­бенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или ино­го календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способ­ности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
  3. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания являет­ся принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») недопу­стим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерскихотношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

7.Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

  • принцип построения образовательного процесса на основе комплексно-тематического подхода (еженедельно дети знакомятся с определённой темой через разные виды деятельности)
  • принцип систематичности и последовательности (реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному)
  • принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. (Взаимодействие предполагает ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития).
  • принцип «не навреди!». Это принцип является первоосновой в выборе педагогических технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

1.1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Обязательная часть.

Группа общеразвивающей направленности раннего возраста.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Основные задачи музыкального воспитания детей 2 – 3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности – уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое – тихое, высокие – низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности – основная задача воспитания детей этого возраста. Малыши проявляют большой интерес ко всему окружающему, они очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Программа музыкального воспитания детей 2 – 3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком– либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии эмоционально откликаться на музыку.

Группа общеразвивающей направленности детей младшего возраста.

На 4-м году жизни ребёнок имеет достаточный объём музыкально-слуховых представлений. Имеющийся музыкальный опыт позволяет ему различать музыку первичных жанров(песня, танец, марш), в этом возрасте у детей проявляется большой интерес к пению и элементарному музицированию. Их привлекает звучание музыкальных инструментов и игрушек. Ребёнок может различать не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания(тихо, громко) и особенности темпа (быстрый, медленный).В следствии повышения двигательной активности появляются новые двигательные возможности. Малыш может менять движения в связи со сменой характера музыки, но не следует точности их выполнять. Ведь возможности малыша как в движении под музыку, так и других видах музыкальной деятельности остаются небольшими.

Группа общеразвивающей направленности детей   среднего возраста.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное  восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Группа  общеразвивающей  направленности детей старшего возраста.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром, с помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать настолько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров. Формы композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Группа  общеразвивающей  направленности детей подготовительной к школе группы.

Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте - ведущая составляющая музыкальности ребенка , которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем. Его настроении. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания. Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).

Ребенку 7-го года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра и хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для дошкольника становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствуют о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

Категория: Проекты рабочих программ | Добавил: Marina (14 Апреля 2015)
Просмотров: 318
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню

Поиск

Ссылки