Пятница
14 Декабря 2018
12:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Кораблик" г.Волгодонска
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Новости
Мои статьи [9]
Проекты рабочих программ [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Проекты рабочих программ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учитель-логопед Литвиненко Л.Н. гр. 1

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В., программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» с учетом рекомендаций программы «Детство» под ред. Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. а также в соответствии с основными нормативно - правовыми документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- СанПин 2.4.1. 3049-13; № 26 от 15.05.2013 г,

- Основной образовательной программы МБДОУ ДС «Кораблик» г. Волгодонска;

- Годового плана МБДОУ ДС «Кораблик» г. Волгодонска на 2018-2019 учебный год;

- Образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).

Рабочая программа предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

​​​​​​​Цели и задачи программы.

Целью данной программы является построение системы работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи:

  • Преодоление недостатков в речевом развитии;
  • Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, развитие слухового восприятия и воспроизведения;
  • Формирование навыков учебной деятельности;
  • Подготовка к овладению элементами грамоты;
  • Развитие связной речи старших дошкольников;
  • Развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики;
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Принципы построения программы

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования, индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала.​​​​​​​

Предполагаемые результаты.

Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
  • ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
  • ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
  • ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
  • ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
  • ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
  • ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
  • у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.

Характеристика детей группы компенсирующей направленности № 1 детского сада «Кораблик» г. Волгодонска:

  • группу компенсирующей направленности по заключению городской психолого-медико-педагогической комиссии были рекомендованы 13 детей. группе 9 девочек и 4 мальчиков. У всех детей по заключению городской ПМПК – общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития, дизартрия.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

  • уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным для таких детей является использование простых распространѐнных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счѐт отсутствия главных или второстепенных членов предложения, дети используют предложные конструкции с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи встречаются ошибки, связанные с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных, а также множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети затрудняются в выполнении задания на выделение первого и последнего звука в слове, особое затруднение вызывает выделение гласного звука в середине и в конце слова. Таким образом, у детей с третьим уровнем речевого недоразвития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

​​​​​​​Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет с тяжелым нарушением речи.

Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их использованием в речевой деятельности. Диагностика в старшей группе проводится в сентябре, итоговая диагностика две недели в конце мая.

  • исследование речевой системы позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, но и компенсаторные возможности, позитивные симптомы, зону ближайшего развития ребенка. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями каждого ребенка. Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом переработана «Речевая карта детей 4 - 7 лет», авт. Н. В. Нищева. Речевая карта разработана на три года, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка в течение двух - трех лет. Результаты педагогической диагностики отражаются в речевой карте, здесь же составляется план индивидуальной работы на предстоящий период.
Категория: Проекты рабочих программ | Добавил: Marina (03 Октября 2018)
Просмотров: 8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню

Поиск

Ссылки