Пятница
14 Декабря 2018
12:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Кораблик" г.Волгодонска
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Новости
Мои статьи [9]
Проекты рабочих программ [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа дошкольного образования на 2018-2019 уч.год

Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска разработана и представляет собой внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми.

Федеральным законом от 29 декабря Содержание Образовательной программы  разработано на основе государственных и региональных требований, в соответствии с 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, особенностей социума и запросов родителей воспитанников и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

При отборе содержания дошкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании - вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью образования нами понимается способность соответствовать потребностям и возможностям дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования - это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

Программа разработана на 1 год, при необходимости будет корректироваться педагогами в соответствии с реальными условиями.

Содержание образовательной программы реализуется с учётом программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и другие.

Планирование образовательной деятельности детей в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска основывается на тематике программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и другие.

МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Режим работы  МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска – пятидневный, с  12 - часовым пребыванием детей (с 7.00ч. до 19.00 ч.)  Учреждение посещают дети - граждане Российской Федерации. Обучение ведется на русском языке.

В МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска функционирует  11 групп общеразвивающей направленности  (от 2 лет до 7 лет) и 2 специализированные группы компенсирующей направленности с нарушением речи (от 5 до 7 лет).

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, которые предполагают:

Обеспечить:

- благоприятную среду в микросоциуме МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска для охраны физического, психического и социального здоровья ребенка, формирования физических качеств, двигательной культуры и ценностей здорового образа жизни;

- формирование базиса личностной культуры ребенка и самореализации потенциальных задатков и способностей в практической, познавательной, творческой и др. видах детской деятельности;

- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи), готовности к дальнейшему обучению и развитию;

- формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Результатом реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у ребенка первичной целостной картины мира.

Программа реализована как:

- комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое;

- массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;

- личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской педагогической и психологической науки.

В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.

Программно-методическое сопровождение программы обеспечивает физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,  двигательной), в процессе специально-организованных занятий;  включая взаимодействие с семьями детей по реализации  программы. Поставленные в программе задачи реализуются не только на специальных занятиях. Значительная доля работы проводится в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы.

Отбор содержания, организационных форм, методов и технологий осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормативно-правовым статусом  учреждения.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация);

- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

 

Образовательная программа включает три компонента: федеральный и национально-региональный компоненты и компонент дошкольного учреждения.

Образовательная программа базируется на принципах:

а) Личностно- ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип учреждения. Это такое учреждение, которое “стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к  воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды” (Е.А. Ямбург. Школа для всех. Адаптивная модель).

Принцип развитияцелостное развитие личности дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию. “...Человеческая  личность в процессе воспитания должна быть не орудием для посторонних целей, а самоцелью” (П.П. Блонский.  Избранные педагогические произведения.)  Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов  образовательного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность дошкольника, атмосферы. И, наконец, в-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренниемотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.

б) Культурно- ориентированные принципы:

Принцип культуросообразности позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации  представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

Принцип образа мира. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. “Предмет познания ребенка – вся окружающая его действительность как нечто целое: взор ребенка направляется на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится ребенок...” (П.П. Блонский. Цит. соч., с. 118).

Принцип целостности содержания образования. Оно изначально едино. Отсюда важнейшая мысль: интегрированные курсы или предметы – это не соединение предметов, а дидактическая модель целостного мира, отражение в дидактике единства и целостности научной картины мира. В основе структуры содержания образования лежит, таким образом, не понятие предмета, а понятие “образовательной области” (А.Г. Асмолов). “...Какая нужда заставляет нас показывать ребенку вместо единой вселенной ряд отвлеченностей от цельного мира?” (П.П. Блонский.Цит. соч., с.105.)

Принцип систематичности. Дошкольное учреждение  это не подготовка к обучению в начальной школе, а ее органическая часть. С другой стороны, дошкольное образование должно логично и последовательно “перетекать” в школьное образование.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знаниядля меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Образ мира – это одновременно и образ нашего переживания мира, нашего отношения к миру. Важнейшей особенностью целостного развертывающегося знания является его ориентированность не только на сознание ребенка, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям. Особенно это касается предметов художественного (включая литературу) и гуманитарного циклов, немыслимых без отношения, оценки, субъективного переживания материала.

Принцип ориентировочной функции знаний.  Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с нашими “научными” представлениями.  Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности. Знания обязаны отражать в процессе обучения язык и структуру научного знания.

Принцип овладения культурой. Способность человека ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. Культура есть функция, но не субстанция: человек как социальный субъект “ведет себя” каким-то общепринятым и целесообразным способом, который может и должен быть описан в терминах культуры.

в) Деятельностно- ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Обучение умению не просто действовать, но и ставить цели, уметь рекфлексировать и оценивать свои и чужие действия, без формирования умений и лежащих в их основе навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение, особенно на дошкольном этапе невозможно. Обучение дошкольников предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, основам грамоты, хотя бы элементарному практическому общению на собственном национальном языке).

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход необходимо хотя бы потому, что основная цель общего образования – сделать ребенка готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни. Эта задача связана с переходом от “сиюминутной”, ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров, к использованию системы знаний как “универсальной” ориентировочной основы.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы)  воспитанников под руководством воспитателя. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно...» (Л.С. Выготский. Собр. соч., т. 4, с. 264). Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно.

Креативный принцип- “выращивать” у ребенка способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Принцип минимакса- то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложить верхнюю границу, или верхний уровень, - то содержание образования, которое мы можем предложить дошкольнику. Только при опоре на принцип минимакса дошкольное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех». Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития.

Категория: Мои статьи | Добавил: Marina (02 Октября 2018)
Просмотров: 13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню

Поиск

Ссылки